Тонкости настройки плуга

995
Тонкости настройки плуга

Борьба с сорняками и вредителями часто становится причиной того, что хозяйства начинают снова использовать плуг в процессе почвообработки. В этой статье предлагаем ознакомиться со всеми тонкостями настройки плуга.

Правильная настройка плуга важна не только и не столько для борьбы с сорняками и вредителями. Ведь помимо выполнения агротехнических требований, немаловажными являются и экономические аспекты: от правильности настройки зависят расход топлива трактора, а также износ рабочих органов плуга (в особенности лемеха).

Для того чтобы плуг должным образом и равномерно шел сквозь пласты почвы, нужно правильно произвести настройку связки «трактор – плуг». Однако правильность можно проверить лишь в поле после пробной вспашки. На примере основной почвообработки по стерне после озимой пшеницы мы покажем правильный алгоритм настройки плуга. Однако прежде чем приступать к собственно нacтpoйкe плуга, проверьте и обеспечьте подвижность всех регулировочных узлов и соединений, смажьте все регулировочные соединения. Без этого тонкая настройка плуга проблематична. Важно также проверить, все ли крепежные болты на своих местах. Что же касается самой вспашки, то для того чтобы избежать нежелательных пропусков в смежных проходах, применяется небольшая хитрость. Надо следить за тем, чтобы точки входа и выхода в поле оставались одними и теми же, несмотря на то, что в один год заход в поле идет справа налево, а в другой – наоборот. Для этого они должны быть соответствующим образом промаркированы. И чем точнее будет осуществлен проход между двумя этими точками, тем проще будет делать следующую полосу. Последний проход желательно делать не более чем на половинной глубине обработки. Это делается для более плавного перехода границы следующего поля или участка.

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ

Полевые доски отдельных корпусов плуга должны располагаться строго параллельно друг другу. Для контроля можно замерить линейкой расстояние между первым и вторым корпусами по полевым доскам. Затем данное измерение проведите на оставшихся корпусах. При этом нужно следить за тем, чтобы расстояние между ними везде было одинаковым. Лишь таким образом можно убедиться, что рабочий захват каждого корпуса настроен на одинаковую ширину. Если же измеренное значение не совпадает с остальными, то первым делом стоит проверить, не погнута ли стойка.

ОТВАЛ

Расстояние между отвалами всех корпусов также должно быть одинаковым. Регулировка отвала осуществляется специальным винтовым соединением, которое отклоняет отвал назад или вперед. Настройка отвала отражается и на процессе укладки обернутого пласта. Чем дальше отвал выгнут вперед, тем более плоско укладываются пласты почвы.

ПОЛЕВАЯ ДОСКА

Регулировка отклонения полевой доски проводится по двум параметрам: выступание за подошву плуга и за полевой обрез отвала. Обе характеристики в значительной степени определяют как расход топлива при вспашке, так и ее качество: чистоту и точность. Выступание за подошву плуга считается отрегулированным правильно, если нижняя кромка полевой доски выступает над режущей кромкой лемеха на 1–2 см. Что же касается выступа за полевой обрез отвала, то при правильной настройке наконечник лемеха должен накрывать полевую доску с запасом примерно на 0,5 см. Таким образом, при вспашке обеспечивается четкий проход полевой доски по стенке борозды. Если же в процессе вспашки плуг начинает затягивать на не обработанный участок, это означает, что установлен слишком большой выступ за полевой отвал.

Стоит помнить, что на эти две регулировки следует обратить особое внимание при замене наконечников лемехов.

Если в процессе вспашки плуг начинает затягивать на не обработанный участок, это означает, что установлен слишком большой выступ за полевой отвал
Если в процессе вспашки плуг начинает затягивать на не обработанный участок, это означает, что установлен слишком большой выступ за полевой отвал

КОРПУСА

Несоответствие рабочей ширины захвата корпусов может возникать и в результате деформации крепежных болтов, неправильной их величины и неподходящего материала болтов, а также вследствие деформации самого корпуса плуга. В результате перекашивается уже весь плуг. Чтобы проверить это, замерьте расстояние от наконечника лемеха до рамы плуга и расстояние до соседнего наконечника. Если хотя бы одно из замеренных расстояний отличается от остальных больше чем на 5 мм, плугу потребуется регулировка или замена поврежденных деталей.

УГОЛ АТАКИ

Плуг должен, по возможности, находиться всегда под углом 90 градусов к поверхности почвы. Лишь в этом случае корпуса подрезают одинаковые пласты и вспашка выглядит более равномерной. Для контроля угла установки корпусов встаньте в паре метров позади плуга и посмотрите на расположение стоек плуга относительно поверхности почвы. Если требуется внести корректировки в настройку, то сделать это можно с блока управления задненавесным устройством. При этом стоит проконтролировать и тот факт, чтобы после оборота плуг вставал в нормальную позицию.

Плуг, по возможности, должен всегда находиться под углом 90 градусов к поверхности почвы. Лишь в этом случае корпуса подрезают одинаковые пласты и вспашка выглядит более равномерной
Плуг, по возможности, должен всегда находиться под углом 90 градусов к поверхности почвы. Лишь в этом случае корпуса подрезают одинаковые пласты и вспашка выглядит более равномерной

ТОЧКА ТЯГИ

После того как все настройки на плуге уже выполнены, необходимо настроить точку тяги. Ведь трактор идет в борозде, и с одной стороны ему приходится «отталкиваться» от уже вспаханной почвы, а с другой – от необработанной. Одним из критериев нормальной установки при работе с небольшими плугами (до четырех корпусов) является то, что верхняя тяга идет параллельно борозде. Что же касается критериев неправильной настройки, то это, прежде всего, повышение потребности в тяговом усилии, а значит, и рост расхода топлива.

РАБОЧАЯ ГЛУБИНА

Рабочую глубину плуга выбирайте с оглядкой на установленную ширину захвата корпусов плуга.

Для получения чистой картины вспашки нужно, чтобы глубина вспашки составляла примерно 2/3 ширины захвата одного корпуса. Так, например, при установленной ширине захвата 40 см вспашка должна идти приблизительно на глубину 25 см. Установка глубины вспашки первых корпусов производится гидравликой трактора. Чтобы все остальные корпуса оказались установленными на одинаковую глубину, плуг перед этим установите параллельно поверхности почвы. Что же касается самой настройки параллельности, то за нее отвечает уже упомянутая верхняя тяга трехточечного механизма навески. После общей регулировки глубины установите высоту копирующих и опорных колес плуга.

ШИРИНА ЗАХВАТА КОРПУСА

Ширина захвата корпуса подстраивается индивидуально под каждую комбинацию «трактор – плуг». При этом ширина захвата всех корпусов должна быть одинаковой. Если говорить о плугах типа Vario, то там дело обстоит проще: настройка остальных корпусов происходит автоматически. Для настройки же первого корпуса измерьте актуальное расстояние от режущей кромки лемеха до его наконечника. Если этот параметр на других корпусах отличается, то он должен быть отрегулирован с помощью соответствующего винтового соединения. Неправильную настройку рабочей ширины захвата корпусов распознать достаточно просто: стыки соседних полос не будут одинаковыми.

ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА

Регулировка верхней тяги. При размещении плуга на относительно ровной поверхности его передняя часть должна оказаться несколько выше задней. За это и отвечает регулировка верхней тяги механизма трехточечной навески. Здесь же, как правило, регулируется и точка приложения тягового усилия. Это – воображаемая точка пересечения прямых, исходящих из верхней и нижних тяг. При правильной настройке она должна находится как можно ближе к передней оси трактора. Лишь в этом случае передача тягового усилия будет наилучшей. Если же верхняя тяга слишком поднимется вверх, то при регулировке стандартной гидравликой глубины обработки на вспашке задние корпуса окажутся больше заглублены, чем передние.

Давление в шинах. Перед началом навески проверьте давление в шинах трактора. Давление в шинах с обеих сторон должно быть одинаковым, иначе плуг будет идти неравномерно. Хотя при высоком давлении износ шин на транспортных работах меньше, при работе на вспашке такой вариант не всегда является лучшим. Найдите подходящее значение давления. Чем ниже давление, тем больше оказывается пятно контакта с поверхностью. За счет этого снижается буксование и повышается эффективность. Однако снижать давление нужно осторожно. Лучше всего руководствоваться соответствующей табличкой производителя шин.

Фронтальный балласт. Необходимо в достаточной мере догрузить переднюю ось трактора. Во-первых, это улучшит устойчивость и управляемость трактора при движении по дорогам с навешенным агрегатом. Вторым же пунктом является снижение уже упомянутого буксования в поле.

Регулировка колеи. При вспашке внутренняя колея передней оси трактора не должна быть шире задней более чем на 10 см. В лучшем случае они должны быть одинаковыми. Если же это требование не соблюдать, то трактор при движении в колее будет идти слишком криво. При этом орудие будет испытывать большее давление. В результате существенно возрастут расход топлива и износ.

Регулировка нижних тяг. От правильности их регулировки во многом зависит тяговое сопротивление плуга в почве. Именно им надлежит придать плугу положение, параллельное поверхности почвы. Данной настройкой можно добиться лучшей передачи тягового усилия, снижения буксования и улучшения хода плуга.

Катрин Фишер, dlz agrarmagazin, Германия

Опубліковано в журналі “Агроном”, 2018